01. Книги (12 статей)
П.М. Ершов (6) П.М. Ершов в соавторстве (2) А.П. Ершова, В.М. Букатов (1) А.П. Ершова (3) ...
02. Статьи (8 статей)
03. Неопубликованное (28 статей)
Рабочие материалы (15) Материалы и дополнения к изданным книгам (9) Записи репетиций и бесед с учениками (2) Тексты докладов (2) ...
04. о П.М. Ершове (3 статьи)

Добавление 1981 г. к приложениям 1980 г. (к приложению 1) Вариант 1

Страница: 1 из 2. Следующая

ДОБАВЛЕНИЕ 1981 г. к приложениям 1980 г.

к приложению I (после п. II, стр. 740)

12. Человек воспринимает в произведении искусства содержащееся в нем искусство, как таковое, в той мере, в какой видит его единстве; единство общего и частного, идеального и материального, значительности и простоты.

Но единство общего и частного в словесных искусствах своеобразно. В искусствах этих (в отличие от других) частное, единичное как таковое, в сущности отсутствует. Слово есть всегда обобщающий знак (в отличие от звука, цвета, движения, объема, действия - средств выражения других, не словесных искусств). Поэтому выполнение словом ради непосредственно ощутимого, единичного, частного является отдельной и сложной задачей словесного искусства.

"Останься пеной Афродита и слово в музыку вернись" - таков призыв О.Э.Мандельштама к "первоосновам жизни". Для восприятия пены и музыки не нужно слов.

Поэтому, хотя словесное искусство, как и любое другое, есть искусство метафоры, словесная метафора сложнее всякой другой (изобразительной, звуковой, пространственной, временной).

Как единство, так и многозначность любой метафоры недоказуемы и непроверяемы. Это в полной мере относится к театральному искусству. Поэтому спектакль адресуется к склонности и способности зрителей «читать метафоры». Но метафоричность человеческих действий, взаимодействий, предмета борьбы, потребностей, интересов и представлений людей друг о друге существенно отличается от метафоричности слова, цвета, звука или танца. Театральное искусство, как это подчеркивал еще Кугель, по природе своей наиболее человечно. Это вынуждает его адресоваться к тем зрителям, которых интересует «жизнь человеческого духа» по выражению К.С. Станиславского, - те «переживания» людей, которые теперь мы можем называть деятельностью структуры потребностей, совершенно своеобразной у каждого живого человека.

13. В зависимости от контекста многозначной метафорой бывают: одно слово, простейшее словосочетание, цельная фраза, строка. Но метафорой более или менее многозначительной может быть и цельный словесный портрет, целостный характер, образ человека, пейзаж словесной живописи, описание события, длительная и сложная биография, словесное воспроизведение грандиозных исторических событий.


Автор:  П.М. Ершов.
Дата:  1981 г.
Создание сайта - ViZH