01. Книги (12 статей)
П.М. Ершов (6) П.М. Ершов в соавторстве (2) А.П. Ершова, В.М. Букатов (1) А.П. Ершова (3) ...
02. Статьи (8 статей)
03. Неопубликованное (28 статей)
Рабочие материалы (15) Материалы и дополнения к изданным книгам (9) Записи репетиций и бесед с учениками (2) Тексты докладов (2) ...
04. о П.М. Ершове (3 статьи)

Рабочие материалы

  1. Проблема материала в актерском искусстве /главы из диссертации/

    Когда мы смотрим современный "серый" и заурядный" спектакль, то сетуем на его плоское правдоподобие, и нам не приходит в голову, что этот бесцветный  и скучный спектакль мог возникнуть только в результате тысячелетних накоплений правдоподобия, в результате героической борьбы и смелой реформаторской деятельности многих гениев. Но если спектакль скучен, то никакие комментарии не исправят этого. Но напрасно виним мы в этом правдоподобие его – дело тут не в нем. Спектакль беден целесообразными частными качествами, в нем нет неповторимого обобщения, нет театральности - а правдоподобие его законно и неизбежно, более того - оно обычно недостаточно.

    П.М. Ершов.   декабрь 1946 г.

  2. О сложной природе сценического переживания. Вариант 2

    Достаточно тривиальное утверждение о том, что актер совмещает в своем лице художника и его "инструмент", приобретает новый смысл для физиолога, пытающегося исследовать некоторые стороны сценического искусства. Именно эта, многократно отмеченная особенность профессии актера, придает его игре качества чрезвычайно ценной "модели" для изучения творчества. Даже первые шаги в намеченном направлении рождают уверенность, что результаты подобного исследования могут оказаться интересными для уяснения физиологических основ не только сценической, но и ряда других разновидностей художественной деятельности человека. А это, в свою очередь, делает изучение актерского искусства тем более ценным и перспективным.

    П.М. Ершов, П.В. Симонов.   декабрь 1965 г.

  3. О природе сценического переживания. Вариант 1

    Достаточно тривиальное утверждение о том, что актер совмещает в своем лице художника и его "инструмент", приобретает новый смысл для физиолога, пытающегося исследовать некоторые стороны сценического искусства. Именно эта, многократно отмеченная особенность профессии актера, придает его игре качества чрезвычайно ценной "модели" для изучения творчества. Даже первые шаги в намеченном направлении рождают уверенность, что результаты подобного исследования могут оказаться интересными для уяснения физиологических основ не только сценической, но и ряда других разновидностей художественной деятельности человека. А это, в свою очередь, делает изучение актерского искусства тем более ценным и перспективным.

    П.М. Ершов, П.В. Симонов.   1965 г.

  4. Художественная логика

    Словосочетания, продиктованные субъективной логикой, вследствие их многозначности в повседневном обиходе ведут нередко к недоразумениям, конфликтам и осложнениям взаимоотношений между людьми. У них могут совпадать значительнейшие для них потребности, интересы и цели, они могут быть близки друг другу и по вооруженности знаниями и уменьями, но у каждого СВОЯ субъективная логика, и они несколько по-разному видят и значительность возникающих ближайших целей, и значимость поступающей информации. Мышление и логика одного могут быть, например, правополушарными, другого — левополушарными; у одного – «сильными», у другого – «слабыми». И все это в различных сочетаниях, степенях и пропорциях. Все это – давления черт, качеств, свойств субъективной логики (и мышления) на объективную. Они могут быть бесконечно разнообразны по содержанию, силе и сложности. Но проявляются относительно просто - в эмоциональных реакциях. Так чаше всего и начинаются разного рода недоразумения - эмоциональная реакция одного представляется другому неверной либо по содержанию, либо по силе. Один видит не ту эмоциональную реакцию другого, второй имеет основание ждать; видимая им представляется ему непонятной, - не логичной, объективно необоснованной.

    П.М. Ершов.   август 1981 г.

  5. Сколько существует логик поведения?

    Если бы существовала только одна логика поведения, то своим поведением все нормальнее люди отличались бы друг от друга не более чем предметы серийного производства. Если бы у каждого человека была только своя, совершенно своеобразная логика, то даже и вполне нормальные люди не понимали бы друг друга и были бы не способны делать что-либо сообща. Значит, в логике поведения общечеловеческое всегда сосуществует, сочетается с индивидуальным. Вероятно, одно делает возможным взаимопонимание, другое затрудняет его; одно обеспечивает единство человеческого рода, другое - делает это единство богатым, разнообразным; одно закрепляет достигнутое, другое движет вперёд. И без того, и без другого совместная жизнь людей невозможна; и то, и другое оправдывает себя на практике.

    П.М. Ершов.   15.08.1986 г.

  6. Логика перевоплощения и исполнения

    Театр, как организованное учреждение, по известному меткому афоризм; "начинается с вешалки". Театр, не явление художественное, начинается с пьесы. В театре она, в широком смысле слова, "перевоплощается" в спектакль - в зрелище». Последнее слагается из множества разнородных компонентов. Сюда входит все зримое в буквальном смысле: люди, находящиеся на сцене и движущиеся по ней, их костюмы; предметы и плоскости декораций; их освещение; сюда входит и музыка, сопровождающая зримое и изменения, производимые в нем. Входит в зрелище и текст пьесы, читаемый, докладываемый, декламируемый. При этом он бывает перестроен - сокращениями, перекомпановкой и добавлениями к нему "от театра". Уже в этом "перевоплощении" в широком смысле, неизбежно проявляется субъективная логика того, кто создает зрелище из пьесы. Свобода его субъективной логики не может быть ничем не ограничена, а пьеса может быть для него только поводом продемонстрировать смелость своей фантазии в неожиданных поворотах субъективной логики. Так было в постановках Вс. Э. Мейерхольда. В подобных зрелищах, а они появляются иногда и в наши дни, актерскому искусству отводится обычно минимальное место, и вопрос о перевоплощении в актерском исполнении ролей не возникает.

    П.М. Ершов.   1985 г.

  7. Логика Мышления

    Логика есть структура (или форма) протекания всякого мышления: от мгновенно возникшей мысли до длительного сосредоточенного думанья, от мышления обучающегося и учащего до творческого мышления ученого ила художника любой профессии. В обычном словоупотреблении "логичным" называют только мышление, согласное объективной логике, но в нее неизбежно проникают, с одной стороны, звенья подсознания в автоматизмы динамических стереотипов, не похожих на мышление; с другой — звенья или моменты деятельности сверхсознания, тоже не похожие на мышление и логика субъективная.

    П.М. Ершов.   1985 г.

  8. Закон "два к одному", природа интуиции и проблема межлюдских отношений

    В юбилейной статье о Льве Толстом наш современник писатель В. Тендряков пишет, почти повторяя известные слова, сказанные более 40 лет тому назад академиком И.П.Павловым: "Ни о чем другом люди так много и так страстно не говорили, ни к чему так исступленно не стремились и ни в чем так мало не преуспели, как в нравст-венном поведении. Если сейчас проблемы нравственности возросли до глобальных размеров, стали предметом международной политики, то способы их разрешения остались в основном теми же, какими пользовался в незапамятные времена библейский Моисей" (журн. "Звезда" 1978, В 8, стр. 204 - 205).

    П.М. Ершов.   1978 г.

  9. Структура логики поведения

    Превращение сущностных, чаще всего неосознаваемых, исходных потребностей человека в его реальное поведение в данное время в данной обстановке осуществляется согласованными функциями четырех структур головного мозга, открытых проф. П.В.Симоновым.

    П.М. Ершов.   27.12.1983 г.

  10. Природа логики и Н.В. Гоголь

    С Н.В. Гоголем более или менее знаком каждый грамотный русский. Знакомство с ним входит в программу средней школы; оно может быть расширено и углублено обширной литературой о Гоголе и чтением собраний его сочинений в любом из многих его изданий. В данном случае речь будет только об устойчивом интересе Гоголя к логике, как таковой.

    П.М. Ершов.

Материалы 1 - 10 из 15
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все

Создание сайта - ViZH