Начало | Книги | Записи репетиций | Неопубликованное | Рабочие материалы | Статьи | Тексты докладов

П.М. Ершов.

П.М. Ершов.

стр. 750

ДОБАВЛЕНИЕ 1981 г. к приложениям 1980 г.

к приложению 1 (после п. II, стр. 740)

12. Человек воспринимает в произведении искусства содержащееся в нем искусство, как таковое, в той мере, в какой видит его единство; единство общего и частного, идеального и материального, значительности и простоты.

Но единство общего и частного в словесных искусствах своеобразно. В искусствах этих (в отличие от других) частное, единичное, как таковое, в сущности, отсутствует. Слово есть всегда обобщающий знак (в отличие от звука, цвета, движения, объема, действия — средств выражения других, не словесных искусств). Поэтому выполнение словом роди непосредственно ощутимого, единичного, частного является отдельной и сложной задачей словесного искусства.

«Останься пеной Афродита и слово в музыку вернись» — таков призыв О.Э.Мандельштама к «первоосновам жизни». Для восприятия пены и музыки не нужно слов.

Поэтому, хотя словесное искусство, как и любое другое, есть искусство метафоры, словесная метафора сложнее всякой другой (изобразительной, звуковой, пространственной, временной).

13. В зависимости от контекста многозначной метафорой бывают: одно слово, простейшее словосочетание, цельная фраза, строка. Но метафорой более или менее многозначительной может быть и цельный словесный портрет, целостный характер, образ человека, пейзаж словесной живописи, описание события, длительная и сложная биография, словесное воспроизведение грандиозных исторических событий.

вставка к стр. 752

В приложении том же после п. 16 (бывш. 12)

***