Начало | Книги | Записи репетиций | Неопубликованное | Рабочие материалы | Статьи | Тексты докладов

Добавление 1981 г. к приложениям 1980 г

Добавление 1981 г. к приложениям 1980 г

(январь 1981 г.)

(1) Объектом познания в художественной литературе является человек. Познание его природы заключается в представлениях о закономерных связях между всем тем, что и почему с ним происходит, /Это: связи его с другими людьми, с окружающей природной средой, с его прошлым и будущим, и это связи между разнообразными процессами, происходящими в нем самом. Являясь объектом познания, человек служит в то же время промежуточным звеном познания между мирозданием в целом и вполне реальными, конкретными людьми — живыми образами данного произведения литературы.

Так, при удовлетворении идеальных потребностей — потребностей познания — человек оказывается одновременно и объектом, предметом познания и инструментом, орудием познания. Это же относится и к отдельным моментам его жизни — свойствам, чертам характера отдельных образов художественное литературы.

Познание человека бесконечно так как безгранично разнообразие человеческих индивидуальностей и бесконечен путь к абсолютной истине — единой сущности всего происходящего в мире. Поэтому в неповторимости художественного образа — его достоверность.

(2) В том, как писатель подходит к познанию человека можно обнаружить определенные тенденции, более или менее ясно проявляющиеся. Разные писателя начинают постижение природы человека по-разному: одних привлекает в человеке прежде всего одно, внимание других устремлено к другому, хотя все пути ведут в идеале к полноте и разносторонности. Распутывать клубок противоречий, взаимосвязей, зависимостей, причин и следствий в человеческой индивидуальности можно, начиная с различных ее сторон и разных присущих ей черт.

(3) Эти стороны или черты суть следствия тех или других исходных потребностей. Поэтому в подходе писателя к познанию человека можно видеть его преимущественный интерес к тем или другим исходным человеческим потребностям, как его, писателя, склонность. Такая склонность должна иметь свою причину в биографии и характере писателя — в структуре его потребностей. Она ведет к определенным последствиям в том, что находит и воплощает писатель в природе человека, и в том, какой отклик находят его твореная у читателей.