Начало | Книги | Записи репетиций | Неопубликованное | Рабочие материалы | Статьи | Тексты докладов

Исходная биологическая потребность в экономии сил у человека трансформируемся во множестве производных, причем эта трансформация обычно не осознается

П. Ершов

Приложение 1983 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА

Исходная биологическая потребность в экономии сил у человека трансформируемся во множестве производных, причем эта трансформация обычно не осознается – осуществляется подсознанием. Одна из таких производных потребностей состоит в потребности упорядочения своих потребностей – в построении их иерархического порядка». Это – стремление к тому, чтобы потребности человека, при всем их множестве и разнообразии, не мешали одна другой.

Если одна потребность в данное время сильнее всех остальных, то ее сила обеспечивает ее господствующее положение. Тогда потребность в экономии сил сопровождает ее и совершенствует процесс ее удовлетворения в данных конкретных условиях, которые, в сущности, и являются одной из причин ее обострения. Тут потребность в экономии сил выполняет свою обычную, повседневную работу.

Но нередко обстоятельства слагаются и так, что не дает оснований той или другой определенной потребности господствовать над другими. Теперь весь набор многочисленных потребностей человека и внешние условия допускают широкий выбор – удовлетворенней какой он займется? Это то, что мы называем «досугом». Он бывает мучителен, если ничем не заполнен, согласно информационной теории эмоций: потребность в упорядочении своих потребностей не получает прироста информации о прогнозе ее удовлетворения. Тем самым потребность эта обостряется, и тогда экономия сил выступает как самостоятельная позитивная сила – она побуждает находить дело, занятие, чтоб избежать множественности конкурирующих равносильных побуждений – конкуренции, обрекающей на томительное бездействие Буриданова осла…

Вероятно, это то явление, которое И.И. Павлов назвал «рефлексом цели» и иллюстрировал коллекционированием. Таковы всевозможные и разнообразные «хобби» – любое «времяпрепровождение». Это отдых – простые и простейшие дела, без больших усилий осуществляемые и избавляющие от учительного безделья.